Уверен, что большинство читателей хотя бы один раз в жизни задумывалось о своей позиции по отношению к собственной стране. О патриотизме. Патриот ли я? Конечно, патриот. Всё, что я делаю, в конечном счете идет на пользу Родине. Я считаю, что нужно делать именно так. И именно от такой позиции будет самая большая польза для моей страны.Однако включите большинство политических шоу на любом телевизионном канале мира. И что вы увидите? Ровно то же, что вы сегодня можете увидеть у нас. Разницы практически никакой. По составу участников. Единственное различие заключается в ведущих. Но это уже нюанс, который нас не особо интересует. Главное то, что патриоты в любой стране мира с удовольствием «вцепляются в глотку» либералам, и наоборот.Я сегодня не буду поднимать эту глобальную тему. Может быть, потом, когда мысли встанут в ряд. Сегодня меня больше интересуют итоги недавнего экономического форума. Салюты отгремели, видеокартинки исчезли с экранов телевизоров, большинство благополучно забыло об этом важнейшем событии. Посидели, поговорили и разошлись. Сколько раз в год такое происходит…Многие читатели хотя бы краем уха слышали о предложениях Владимира Путина японской стороне по совместной хозяйственной деятельности на островах Дальнего Востока. И, опять же, большинство эту информацию пропустило через себя и забыло. А между тем предложения Путина были настолько глобальны, что даже начало их реализации полностью перевернет ситуацию на востоке России. Да и ситуацию в самой Японии.Вдумайтесь: Владимир Владимирович предложил Японии стать материковым государством! Ни больше ни меньше. Все другие предложения по сравнению с этим выглядят мелочью. Не скрою, масштаб проекта меня, мягко говоря, взволновал. Да и слова Путина подтвердили моё волнение: «Это проект планетарного уровня». Напомню, в чем суть проекта, который предложили президент России и вице-премьер Игорь Шувалов. Мы предлагаем построить два моста между материком и Сахалином и между Сахалином и островом Хоккайдо. По типу керченского моста. Автомобильный и железнодорожный. По оценкам экспертов, стоимость проекта примерно 600 миллиардов рублей!Понятно, что Россия в одиночку такой проект не потянет. А вот в кооперации с японскими, а в перспективе и китайскими, европейскими, американскими и прочими фирмами — вполне. Мне стало интересно, а почему мы не сможем это сделать самостоятельно? Хотя бы первую часть проекта. От материка до Сахалина.В самом узком месте пролива Невельского расстояние между материком и островом всего 7 километров. Согласитесь, после 19-километрового керченского моста это уже не выглядит чем-то фантастическим. А вот вторая часть проекта уже ууух…Через пролив Лаперуза нужно будет построить 40-километровый мост! И эти цифры минимальные. Вытекающие просто при рассмотрении географической карты. А значит, их можно спокойно увеличивать на 20-30%. Это уже инженеры и геологи решат.Итак, соединить материк и Сахалин теоретически для нас возможно. Только уж очень теоретически. Пришлось опять достать курвиметр. Дело в том, что материк в этом месте — терра инкогнита. Городов нет. Дорог нет. Ближайшая железная дорога находится в полутысяче километров от места строительства будущего моста. Представляете затраты? Но, самое главное, зачем строить этот мост? Кто и для кого будет строить этот мост?Дальний Восток начинают отстаивать с пеной у рта тогда, когда кто-то заговаривает о его освоении. Патриотов с дивана где-нибудь в Москве или других городах Центральной России просто пучит от патриотизма. «Наша земля», «Не позволим!..»Конечно, не позволим. Вся сотня жителей этого края соберется и защитит Дальний Восток. Пока те, с дивана, собираться будут на защиту. И города будут строить всей сотней жителей. Так по всему побережью. Да и в тайге тоже. Для медведей…Увы, но строительство такого моста не нужно нам. Сегодня не нужно. И целесообразно оно будет только в комплексе со вторым мостом. Проект «материк — Сахалин» экономически бесперспективен. А вот проект «материк — Сахалин — Хоккайдо» действительно революционный и, соглашусь с президентом, «планетарного масштаба».Появление дорог, городов вдоль новой трассы увеличит число жителей в регионе, даст работу для местных кадров, позволит развивать промышленность. А главное, народ перестанет уезжать «на материк». Да и экономически участие в таком проекте просто клад для бизнеса. Окупится быстро и будет приносить прибыль многие десятилетия. Даже учитывая сложнейшие климатические условия, сейсмическую активность и прочие прелести региона. А сколько полезных и «очень полезных» ресурсов хранит эта земля…А как же отреагировала японская сторона на такое заманчивое предложение? «Необходимо уточнить его экономическую обоснованность». «Для реализации масштабных проектов необходимо углубить взаимное доверие между народами двух стран». Это сказал японский министр экономики Хоросите Секо. Если в первом высказывании нет ничего, кроме дежурного «подумаем», то второе действительно интересно. Понятно, что в японской манере министр связал экономические и политические вопросы в узел. Пресловутые «северные территории» и экономику Дальнего Востока.Мне пришлось плотно заняться японскими СМИ. При всем многообразии СМИ Японии оказалось, что в подавляющем большинстве это крайне консервативные, патриотично настроенные издания. В вопросе «северных территорий», конечно. Сегодня вопрос о регионе, уже не только о четырех островах, достаточно серьезно обсуждается в Японии. Не только политики, но и простые японцы прекрасно знают состояние нашего Дальнего Востока. Красной нитью в большинстве изданий проходит мысль о том, что после распада СССР «милитаризированный регион» уже 20 лет приходит в упадок. Наблюдается постоянный отток жителей. Употребление алкоголя в два раза выше, чем в среднем по стране. Ну и так далее. Короче говоря, Россия вскоре потеряет этот регион без каких-либо усилий с японской стороны. И тогда Япония просто «возьмет» свои территории.Для примера приведу статью из японского издания «Санкэй Симбун». Автор рассуждает о российских предложениях именно с точки зрения простого японца. С точки зрения японского патриота, который спит и видит возвращенные «северные территории».»Нет никаких подвижек в области проблемы возврата «северных территорий». Также не удалось заставить Россию усилить давление на КНДР, которая проводит ядерные испытания, несмотря ни на что. Это крайне прискорбно. Наоборот, стала отчетливо видна позиция России, которую не волнуют ожидания Японии и которая открыто преследует только собственную выгоду».Ещё более конкретно пишет японская «Tokyo Shimbun».»Совместная хоздеятельность сама по себе угрожает суверенитету Японии и усложняет возврат территорий. Именно поэтому правительство Японии до сих пор настаивало на том, чтобы она осуществлялась на основе «особой системы», которая не нарушит юридические позиции обеих сторон. Тем не менее, на самом деле Кремль игнорирует японский суверенитет и заботится только продвижении совместной хоздеятельности».Как видите, японский патриотизм становится для премьер-министра Абэ тем самым камнем преткновения, который реально не даст возможности начать какие-то серьезные проекты вместе с Россией. Претензии японцев возрастают. Наша привычка к требованиям вернуть острова притупила остальные «чувства». А ведь сегодня Япония уже увеличила количество претензий. «Что касается мер в отношении КНДР, то Китай и Россия выступают против введения жестких дополнительных санкций, включая эмбарго на экспорт нефти, на котором настаивают Япония, США и Южная Корея. Это очевидно и из заявлений президента Путина, сделанных в ходе Восточного экономического форума: «Дипломатические меры — это единственно правильный метод», «Необходимо вовлекать КНДР в экономическое сотрудничество в соответствующем регионе». Не было заметно, что в ходе переговоров Путин и Абэ горячо спорили о чем-то. Поддержат ли японцы подобные доверительные отношения?»Более того, в Японии все чаще и чаще говорят о необходимости ограничить хозяйственные связи России в этом регионе. Понятно, что вовлечение в экономическую деятельность по освоению Дальнего Востока бизнеса из других, кроме России и Японии, стран, автоматически создаст ситуацию, когда японцам станет сложно «давить» на Москву. Экономические интересы того же Китая вынудят Пекин поддерживать территориальную целостность России. «Вице-премьер Юрий Трутнев, отвечающий за дальневосточный регион, потребовал от Японии конкретизировать проекты в пяти приоритетных сферах в течение двух месяцев. Он заявил, что после этого Москва будет искать инвесторов в России и по всему миру, как это происходит в других ТОР. Разве эти заявления не являются угрозой? Опротестовывают ли японские власти в достаточной степени резкие формулировки России, касающиеся «северных территорий», которые являются исконно японской землей?»Как видите, предложение президента Путина для японских политиков и бизнесменов будет «заторможено» проблемой «северных территорий». Говорить о том, что бизнес победит полувековую пропаганду возврата этих островов, не приходится. В традициях этой страны «сохранять лицо». Даже теряя при этом что-то важное. Даже проигрывая экономически и политически. Все прекрасно понимают, что Кремль дает шанс японцам. Разговоры о возврате островов, особенно сегодня, бесперспективны. Более того, многие страны уже смотрят с интересом на дальневосточные проекты. Экономика развивается. И должна развиваться дальше. Иначе застой и смерть. А значит, деньги необходимо куда-то вкладывать.Проект Путина во многом политический. Это тоже понятно. Япония, с её многовековой историей «привыкла» к островному образу жизни. Привыкла к тому, что все необходимое для существования доставляется по морю. Японцу гораздо ближе по менталитету морской паром, чем мост через пролив. Однако, Россия дает шанс этой стране. Шанс развиваться не в собственном «коконе», а вместе с другими «материковыми» странами. Тем более, что то величие, которое имели японцы в некоторых областях производства, сегодня сильно «подпорчено» другими азиатскими странами. Китаем и Южной Кореей. Спрогнозировать дальнейшее развитие экономических связей с Японией сегодня трудно. Понятно, что в каких-то областях такое развитие будет. Понятно, что где-то японцев «прижмут» американцы, и сотрудничество заглохнет. Понятно даже то, что жить хорошо «на острове» больше невозможно. Но сможет ли премьер-министр Абэ «переломить» мечты японцев о реванше хотя бы с возвратом островов? Уже традиционное: поживем — увидим…А в России тем временем специалисты «Роснефти» вчера смогли отбуксировать айсберг массой свыше 1 млн. тонн. Самый «тяжелый» в истории России. Вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин сравнил его с тем, что «утопил» знаменитый «Титаник». На момент отрыва тот айсберг весил примерно 430 000 тонн. А топил корабль уже растаявший кусок в 70 000 тонн… Ну это так. К вопросу о возможностях России…

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here