Воспоминания о советском «Гранате» заставляют Запад с настороженностью относиться к новым российским ракетам

Недавний удар крылатыми ракетами комплекса «Калибр» по террористам в районе Дейр-эз-Зора вновь привлек внимание к этой уникальной российской системе оружия, существенно повысившей боевой потенциал отечественного Военно-морского флота. Число публикаций о «Калибре» уже давно идет на сотни, но в его тени как-то затерялся не менее уникальный предок – ракетный комплекс С-10 «Гранат» с оснащенной ядерной боевой частью крылатой ракетой большой дальности КС-122 (3М10). Впрочем, на Западе «Гранат», равно как и его сухопутный вариант «Рельеф», не забыли. Вероятно, именно не особо приятные «гранатово-рельефные» воспоминания теперь заставляют кое-кого из политиков нервно вздрагивать при каждом залпе «Калибра».

Создание комплекса «Гранат» стало симметричным ответом Москвы на политику «Томагавков», которую стал активно проводить Вашингтон с появлением на вооружении ВМС США ракет одноименного семейства. Правда, советские военные сразу сделали ставку на ядерный вариант крылатой ракеты большой дальности, которая размещалась на атомных подлодках нескольких типов и предназначалась для поражения стратегически важных объектов береговой инфраструктуры противника. Уничтожать же авианосные, десантные и корабельные ударные группы противника должны были другие ракеты, в своей массе, кстати, имевшие как обычную, так и специальную (ядерную) боевую часть.

Комплекс «Гранат», разработка которого осуществлялась в Свердловском машиностроительном конструкторском бюро «Новатор» под руководством главного конструктора дважды Героя Социалистического Труда Льва Люльева, был принят на вооружение ВМФ СССР в середине 1980-х годов и стал той самой «длинной рукой», которой советскому флоту до этого так недоставало. Следуя на высоте 15–200 м, ракета была способна «ювелирно» доставить 200-килотонную боевую часть в любую точку на дальности до 3000 км.

Впечатленные возможностями «Граната» и войдя во вкус, советские адмиралы, смекнув, что негоже пропадать добру, то есть сокращаемым в рамках договора ОСВ-1 стратегическим ракетоносцам проекта 667А, выдали ЦКБ МТ «Рубин» задание на создание на их базе носителей новых крылатых ракет (проект 667АТ, шифр «Груша»). Переоборудование проводилось путем изъятия отсеков с баллистическими ракетами и установки взамен отсеков с восемью 533-мм торпедными аппаратами и стеллажами для запасных ракет (плюс имелись 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов). В итоге каждая «Груша» несла до 32 крылатых ракет. Всего переоборудовали три подлодки, последнюю списали в начале 2000-х. По аналогичному сценарию проводилось переоборудование «стратегов» в носители крылатых ракет «Метеорит» с дальностью стрельбы до 5000 км (проект 667М «Андромеда») и в подлодки спецназначения.

Уже в нашем веке американцы повторили, пусть и на более высоком технологическом уровне, этот советский опыт. В рамках сокращения численности подводных ракетоносцев типа «Огайо» командование ВМС США решило переоборудовать четыре из них в носители «Томагавков» и спецназа. Первые две ракетные шахты стали шлюзовыми камерами для боевых пловцов, средние восемь шахт используются под вооружение и снаряжение размещаемой на борту атомохода группы сил спецопераций или под «Томагавки», а остальные 14 шахт стали многозарядными установками вертикального пуска крылатых ракет (в каждой установке – до семи ракет).

Минимальный боезапас «Томагавков» на одной субмарине – 98 штук, а максимальный – 154. В варианте спецназначения подлодка несет до 140 ракет и группу спецназа 66 человек (с возможностью увеличения до 102 человек). Для обеспечения действий последних субмарины несут 1–2 мини-подлодки типа SDV или сухих прочных укрытий для легководолазов. «В рамках одной субмарины мы имеем возможность выбрать либо «молот», либо же «скальпель», – сказал как-то журналистам один из американских адмиралов. И в марте 2011 года ВМС США выпал шанс продемонстрировать эти возможности: менее чем за сутки один такой ракетоносец «Флорида» обрушил на Ливию аж 93 «Томагавка».

В развитие корабельного варианта «Граната» была создана сухопутная модификация – подвижный грунтовый ракетный комплекс РК-55 «Рельеф». Идейно он в целом повторял американский комплекс аналогичного класса «Грифон», созданный на базе «Томагавка», но опять же имел более серьезные намерения – был сугубо ядерным. Впрочем, «Рельеф» на вооружение принять толком так и не успели – в рамках советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности он пошел в размен на свой американский аналог.

В целом и «Рельеф», и «Гранат» сыграли свою роль: во-первых, выполнили задачу ядерного сдерживания, а во-вторых, позволили конструкторам отработать ряд критически важных технологий, которые пригодились впоследствии при создании комплекса «Калибр» в разных вариантах его исполнения, а военным – получить опыт эксплуатации нового класса стратегических вооружений – крылатых ракет большой дальности. Уникальные возможности «Граната» были продемонстрированы 2 декабря 1993 года атомоходом К-391 «Кит» (сегодня «Братск»). Во время несения боевого дежурства субмарина проекта 971 под командованием капитана 2 ранга Сергея Игишева выполнила стрельбу двумя ракетами по разным целям. Учебным, разумеется.

Результаты боевого применения российскими моряками крылатых ракет комплекса «Калибр» по террористам в Сирии показывают, что опыт этот не был положен на полку. В итоге отечественный ВМФ получил уже не просто способную превратить в ядерный пепел важные береговые цели противника «длинную руку» ограниченного применения, коей являлся «Гранат», а универсальное средство поражения большой дальности, которое превращает даже небольшие малые ракетные корабли в стратегические ракетоносцы.

Вполне возможно, что «калиброфобия», захлестнувшая в последнее время столицы ведущих стран Запада, вызвана тем самым страхом от маячившего долгое время перед глазами натовских генералов и адмиралов ядерного блеска советского «Граната», а также его сбитого, что называется, на взлете сухопутного родственника «Рельефа». И хотя сегодня террористы уже на себе регулярно испытывают всю высокоточную мощь «Калибров», оснащенных обычной боевой частью, никто ведь не утверждал, что данная система вооружения при необходимости не окажется вдруг оснащенной специальными боевыми частями. А с ними ракеты «Калибр» способны на нечто большее, чем просто оперативно уничтожать опорные пункты боевиков. Такие «изделия» смогут уже радикально менять рельеф местности на больших пространствах в любом уголке планеты.

Источник

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here