В годы Первой мировой войны было предложено несколько проектов т.н. сухопутных торпед. Небольшие самоходные машины предназначались для доставки подрывных зарядов к заграждениям или укреплениям противника с минимальным риском для людей. Несмотря на определенные преимущества, такая техника не получила большого распространения. Оригинальные идеи были забыты на некоторое время. Однако уже в начале тридцатых к ним вернулись. Результатом этого стало появление японских самоходных подрывных зарядов «Тип 97» и «Тип 98».В самом конце двадцатых годов японские военные специалисты провели несколько опытов по оснащению серийной техники системами дистанционного управления. Прорабатывались вопросы создания и эксплуатации проводных и радиокомандных систем управления. На практике удалось подтвердить принципиальную возможность строительства и испытания подобной техники, однако для получения реальных результатов в контексте развития войск требовалось создавать совершенно новые специализированные образцы.По результатам первых опытов одна из научно-исследовательских организаций военного ведомства Японии в 1932 году предложила новую концепцию специальной боевой машины. Было предложено строить самоходные носители подрывных зарядов, оснащенные средствами дистанционного управления. Предполагалось, что такой образец сможет скрытно подходить к объекту противника, сбрасывать подрывной заряд и удаляться на безопасное расстояние. Затем машина могла удаляться, а за подрыв заряда отвечал часовой механизм. Оригинальную инженерную машину планировалось строить на базе среднего танка «Тип 89», оснастив его шасси электрической проводной системой дистанционного управления.Торпеда «Тип 97″Дальнейшая проработка имеющегося предложения не дала реальных результатов. Проект столкнулся с массой технических проблем, не позволявших реализовать все имеющиеся планы. Поняв отсутствие реальных перспектив, японские специалисты изменили базовую концепцию. Теперь предлагалось строить специальную машину малого размера с электрической силовой установкой и дистанционным управлением по проводам. Предварительная проработка показала, что такой облик даст желаемые результаты и позволит вооружить инженерные части новой системой для борьбы с укреплениями противника.В конце 1933 года инженеры приступили к разработке новой версии сухопутной торпеды. На тот момент проект носил рабочее обозначение, а официальные названия были присвоены только через несколько лет. Первая версия сухопутной торпеды позже получила обозначение «Тип 97» или «Ко». Позже появилась новая модификация, называвшаяся «Тип 98» или «Оцу». Название класса «малогабаритная инженерная машина» было сокращено до «И-Го» или «Я-И-Го».В рамках проекта 1933 года, впоследствии получившего название «Тип 97», были предложены основные технические решения, не претерпевавшие серьезных изменений по мере дальнейшего развития техники. Позже дорабатывалась компоновка, изменялись размеры и параметры агрегатов, но общая схема оставалась прежней. Принципы работы так же сохранялись, несмотря на доработку технических аспектов.Основой перспективной боевой машины являлся корпус, выполненный из легкого алюминиевого сплава. Он имел максимально простую форму и не должен был оснащаться крышей. Все агрегаты предлагалось закреплять на прямоугольной платформе, оснащенной вертикальными треугольными бортами. Передние части бортов висели над грунтом и не соединялись с другими деталями. Корпус не имел лобового листа. На таком корпусе-лотке предлагалось монтировать силовую установку, средства управления и крепления для подрывного заряда. В верхней части корпуса крепился продольный силовой элемент в виде трубы с коническим задним элементом. Он должен был принимать на себя часть нагрузок и предотвращать деформацию основного корпуса.В кормовой части открытого корпуса предлагалось монтировать силовую установку в виде пары электромоторов мощностью по 1 л.с. Двигатели получили герметичные кожухи, предотвращавшие попадание воды или грязи. Каждый мотор соединялся с несложной трансмиссией, передававшей крутящий момент на заднее ведущее колесо. Наличие двух электрических двигателей серьезным образом упрощало управление машиной. Контроль по курсу можно было осуществлять, дифференцированно изменяя обороты двигателей.Ходовая часть для сухопутной торпеды была создана с использованием наработок по бронемашинам разных классов. На каждом борту предлагалось помещать по четыре опорных катка малого диаметра с подвеской конструкции Томио Хары. Катки блокировались попарно. Тележки монтировались на осях и оснащались вертикальными рычагами. Последние при помощи тяг соединялись с общей горизонтальной пружиной, помещенной в центре борта. На передних углах борта располагались направляющие и натяжное колесо. Крупное ведущее колесо помещалось в корме. Выше тяг и пружины подвески находились два поддерживающих ролика.В базовой конфигурации использовалась гусеница из 87 металлических траков небольшой ширины. Для применения в темное время суток была разработана дополнительная резиновая гусеничная лента. Вместе с катками из мягкого металла она позволяла минимизировать шум от ходовой части и тем самым повысить вероятность скрытного подхода к цели.Малогабаритная инженерная машина «Тип 97» не должна была нести собственный источник тока. Подачу электроэнергии к двигателям предлагалось осуществлять при помощи кабеля, тянущегося за кормой. Конструкторами был предложен оригинальный кабель, в составе которого присутствовало 13 отдельных проводов. Два из них предназначались для подачи электроэнергии, тогда как остальные предлагалось использовать в системе управления. Внутренние жилы защищались общей резиновой рубашкой и тканевой оплеткой. Для экономии веса кабель решили выполнять в виде секций длиной по 250 м с разъемами на концах. В теории, готовясь к атаке, расчет комплекса мог использовать нужное количество кабелей, соответствующее расстоянию до цели. Однако максимальная длина проводной линии ограничивалась 500 м на ровной поверхности. На пересеченной местности можно было использовать лишь одну секцию.Кабель питания и управления должен был выдаваться с катушки, размещенной на стационарной позиции. Бортовые средства намотки на машине отсутствовали. После выполнения боевой задачи или потери машины «освободившийся» кабель (вернее, только целую его секцию) можно было смотать и использовать вновь, при подготовке к применению новой сухопутной торпеды.Источником электроэнергии для самоходной машины должен был служить генератор или аккумуляторная батарея с подходящими характеристиками. Они должны были развертываться на позиции операторов. Там же следовало размещать и пульт дистанционного управления. В состав серийных комплексов включались бензиновые генераторы на серийном автомобильном шасси.Первый вариант проекта «И-Го» предусматривал перевозку подрывного заряда, выполненного в виде компактного прямоугольного ящика с требуемым количеством взрывчатого вещества. Первая версия инженерной машины должна была нести боезаряд массой 35 кг в тонкостенном ящике, не создающем большое количество осколков. По имеющимся данным, с определенного времени рассматривалась возможность транспортировки заряда на управляемых замках, что позволяло сбрасывать его перед целью. Согласно иным сведениям, от этой идеи достаточно быстро отказались, и поэтому сухопутная торпеда должна была подрываться вместе со своей боевой частью.Базовый вариант инженерной машины отличался малыми габаритами. Длина изделия составляла 1,425 м, ширина – 635 мм при высоте 460 мм. Боевая масса – всего 200 кг. На хорошей дороге два двигателя мощностью по 1 л.с. разгоняли машину до 16-18 км/ч. На пересеченной местности скорость ограничивалась 3-4 км/ч. Имелась возможность подъема на склон крутизной 40° и пересечения 850-мм траншеи. Прочность кабеля и разъемов позволяла пройти до 500 м на хорошей дороге.Опытный образец машины «Тип 97» первой версии был построен и отправлен на полигон в 1935 году. Машина подтвердила основные возможности, но все же подверглась критике. Заказчика не устроила недостаточная дальность хода, ограниченная прочностью кабеля. Кроме того, 35-кг заряд взрывчатки был слишком слаб для нанесения серьезных повреждений современным укреплениям. Также следовало создать новые типы боевых частей и оснастить технику средствами маскировки.По результатам испытаний проект «И-Го» был доработан. В первую очередь, инженерная машина лишилась имеющегося боезаряда, вместо которого установили новую боевую часть. Теперь ее корпус являлся частью лба машины и вмещал 40 кг взрывчатого вещества большей мощности. Боевая часть не могла сбрасываться, поэтому самоходная машина стала торпедой в полном смысле этого слова. Для борьбы с проволочными заграждениями был создан удлиненный заряд в виде трубы длиной 1075 мм с 2,7 кг взрывчатки. Его предлагалось перевозить на отдельных креплениях корпуса. Также на корпусе появились крепления для монтажа дымовых шашек.Кабель первой версии, несмотря на все принятые меры, был достаточно слабым. В ходе модернизации его оснастили дополнительной оплеткой из тонкой металлической нити. Также был усилен разъем. В результате таких изменений появилась возможность одновременного использования четырех секций кабеля общей длиной до 1000 м. На сложных ландшафтах, тем не менее, не следовало применять более трех секций. Кроме того, выяснилось, что дальнейшее удлинение кабеля приводит к получению недопустимого сопротивления в цепях и падению мощности двигателей.После необходимых доработок инженерная машина «И-Го» вновь прошла испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Приказ об этом вводил новое официальное обозначение «Тип 97». Также такая машина носила название «Ко».Принятая на вооружение сухопутная торпеда могла решать поставленные боевые задачи, но все же не в полной мере устраивала заказчика. Как следствие, появилась рекомендация о создании новой версии подобной машины, отличающейся более высокими боевыми характеристиками. Разработка нового проекта не заняла много времени, поскольку новый образец создавался путем простого увеличения размеров имеющейся конструкции. Это позволило использовать более крупную и мощную боевую часть. При этом в новом проекте были использованы некоторые оригинальные идеи.При сохранении основных особенностей конструкции длина новой торпеды выросла до 1,98 м, ширина – до 1,17 м, высота – до 560 мм. Боевая масса составила 400 кг. Для компенсации увеличившейся массы пришлось использовать пару электрических двигателей мощностью по 2 л.с. Важнейшим нововведением проекта стала новая боевая часть. За счет использования всех доступных объемов ее массу удалось довести до 300 кг. Также был создан новый удлиненный заряд длиной 1,15 м с 3,2 кг взрывчатки.В качестве альтернативы для основного подрывного заряда была создана боевая часть специального назначения. На основе новейших идей японские конструкторы разработали кумулятивный заряд малой массы, способный пробить 110 мм бетона или 30 мм броневой стали. Такая боевая часть должна была крепиться в лобовой части корпуса.Принципы управления и соответствующее оборудование не изменились. Электроэнергия должна была поступать на двигатели по кабелю от внешнего генератора. Оператор мог подавать команды при помощи пульта. Связь машины и пульта обеспечивалась кабелем требуемой длины, состоящим из нескольких секций. Как и ранее, 13 отдельных проводников находились в общих оплетках из текстильных и металлических нитей.В 1938 году увеличенная сухопутная торпеда с усиленной боевой частью вышла на испытания и показала себя самым лучшим образом. Вскоре она была принята на вооружение как малогабаритная инженерная машина «Тип 98». Также ее называли «Я-И-Го» и «Оцу». Наличие нескольких названий позволяло избежать путаницы и гарантированно различать два образца специальной техники.Новую инженерную технику предполагалось использовать в боях в Манчжурии для разрушения китайских, монгольских и советских укреплений. Именно в этом регионе были развернуты подразделения, вооруженные машинами «Ко» и «Оцу». В начале 1939 года в составе 27-го отдельного инженерного полка появилось несколько взводов, которым предстояло эксплуатировать новую технику. В каждое такое подразделение включалось 12 солдат и офицеров. В их распоряжении имелся трехосный грузовик «Тип 94» с бензиновым генератором и несколько аналогичных машин транспортного назначения. В «боекомплект» взвода входило несколько сухопутных торпед и боевые части разных типов. Материальная часть для эксплуатации машин «Тип 97» и «Тип 98» почти не отличалась. При этом в комплекте с более крупной «Оцу» поставлялся броневой щиток для прикрытия позиции оператора. Впоследствии часть техники 27-го полка была заменена. К примеру, вместо колесных машин с генераторами было предложено использовать бронетранспортеры «Тип 98» / «Со-Да».Наличие сухопутных торпед двух типов, отличающихся основными характеристиками и возможностями, позволило найти наиболее удачную методику их применения. Первой на поле боя должна была выходить машина «Тип 97» / «И-Го» / «Ко», оснащенная удлиненным зарядом. Ее задачей был подрыв проволочного заграждения и организация прохода для другой техники. Затем вторая «Ко» при помощи обычной боевой части должна была уничтожать прочие заграждения. Третьей на поле боя следовало выводить более тяжелую «Оцу», целью которой являлась огневая точка или иной объект противника.»Тип 97» в другой конфигурации. Тонкая труба на переднем плане — удлиненный зарядПо известным данным, к началу сороковых годов японская промышленность смогла выпустить три сотни изделий двух моделей. Все они были переданы армии, однако в части 27-го инженерного полка поступило только 108 единиц оружия. Обслуживанием этой техники занималось большое количество взводов общей численностью около 2 тыс. человек. Остальные самоходные машины оставались на Японских островах, но при необходимости могли быть отправлены на континент.Во время разработки малогабаритных инженерных машин японская армия вела активные действия на Дальнем Востоке и потому проявляла интерес к подобной технике. Однако к моменту появления достаточного количества серийных сухопутных торпед надобность в них сократилась. В дальнейшем обстановка сложилась таким образом, что военным инженерам не представлялось случая использовать дистанционно управляемые машины против реальных целей. Тем не менее, взводы 27-го полка неоднократно участвовали в разнообразных учениях.Такая служба продолжалась в течение нескольких следующих лет. В апреле 1945 года инженерный полк, вооруженный изделиями «Тип 97» и «Тип 98», получил приказ о передислокации на о. Хонсю. Командование ожидало десант противника и намеревалось подготовиться к нему. Несколько месяцев личный состав полка готовил материальную часть к решающему бою, однако и на этот раз не получил возможность опробовать свое оружие в деле. После капитуляции Японии 27-й отдельный инженерный полк сдался победителям. Незадолго до этого все имевшиеся в наличии «И-Го» и «Я-И-Го» были поломаны или затоплены в ближайших водоемах. Изделия на складах постигла похожая участь. Вскоре после окончания войны все 300 построенных машин – даже если не прекратили свое существование – были выведены из строя без возможности возвращения в эксплуатацию.Подобное отношение к материальной части привело к тому, что до наших дней не сохранилось ни одной малогабаритной инженерной машины, состоявшей на вооружении японской армии. Мало того, известно всего несколько фотографий интереснейшей техники, да и те, как нередко бывает с японской военной техникой времен Второй мировой, не отличаются высоким качеством.Насколько известно, изделия «Тип 97» и «Тип 98» ни разу не использовались на полях сражений. При этом имеющиеся сведения позволяют предполагать, что такая техника вряд ли могла бы показать высокую боевую эффективность. Значительная часть сухопутных торпед могла быть уничтожена или выведена из строя, даже не добравшись до своих целей. В то же время, дойдя до объекта противника машина «Оцу» могла нанести ему самый серьезный ущерб.Главными проблемами японских инженерных машин можно считать отсутствие защиты и управление по проводам. Отказ даже от легкого бронирования приводил к риску повреждения или уничтожения случайной пулей или осколком. Прицельный огонь пулемета или пушки, соответственно, не оставлял технике не единого шанса. Тянущийся за машиной кабель вряд ли мог стать мишенью, но все же подвергался самым серьезным рискам. Повреждение той или иной жилы могло обездвижить торпеду или даже – при должном невезении – привести к преждевременному самоподрыву.Задачей проектов «Тип 97» / «И-Го» / «Ко» и «Тип 98» / «Я-И-Го» / «Оцу» являлось создание дистанционно управляемой самоходной машины, способной доставлять к укреплениям противника подрывные заряды разных типов. Поставленные конструкторские задачи, в целом, были успешно решены, однако получившаяся техника далеко не в полной мере соответствовала требованиям реального поля боя. Впрочем, имевшиеся недостатки не оказали фатального влияния на эксплуатацию малогабаритных инженерных машин. Им так и не удалось принять участие в сражениях, и потому продемонстрировать не только преимущества, но и недостатки. Таким образом, первая и последняя попытка Японии создать сухопутную торпеду не дала реальных результатов. В дальнейшем подобная техника японскими специалистами не разрабатывалась.По материалам:http://weaponsofwwii.com/https://aviarmor.net/http://www3.pl…
H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here