По характеру решаемых задач одной из важнейших специализированных групп каждого ракетного авиакрыла, входящего в состав 20-й воздушной армии Командования глобальных ударов Военно-воздушных сил США (КГУ ВВС США) и вооруженного межконтинентальными баллистическими ракетами типа «Минитмен» III, является группа обеспечения безопасности (Missile Security Forces Group). Именно на личном составе этих групп лежит весьма непростая задача физической защиты всех компонентов авиакрыла, в первую очередь – командных пунктов и позиционных районов межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а также спецпоездов с ракетами на всех участках и маршрутах их следования.Сложность данной задачи обусловлена не только тем, что личному составу данной группы необходимо обеспечить безопасность от всего спектра имеющихся угроз собственно военно-воздушной базы, на которой дислоцируется ракетное авиакрыло, а также десятки объектов его системы управления (пункты управления пуском ракет, объекты технического обслуживания стартовых позиций и пр.) и полторы сотни шахтных пусковых установок отдельного старта, но также и тем, что все указанные объекты каждого из входящих в состав 20-й воздушной армии КГУ ВВС США авиакрыльев межконтинентальных баллистических ракет разбросаны на огромной территории – примерно 25–34 тыс. кв. км.В этом плане особенно впечатляющим зрелищем является конвой (спецпоезд), доставляющий межконтинентальную баллистическую ракету для установки в шахтную пусковую установку отдельного старта (ШПУ ОС) либо же вывозящий ее на арсенал. В состав конвоя входят как собственно транспортно-заряжающая машина с ракетой, так и многочисленные бронированные машины охраны, а также машина федерального маршала. Есть и прикрытие сверху – вертолет «Хьюи» с группой военнослужащих, а также другие группы обеспечения безопасности. По некоторым оценкам, личный состав конвоя, сопровождающего одну МБР, имеет на вооружении в общей сложности до 60 пулеметов разных типа и калибра.Для решения возложенных на них задач подразделения группы обеспечения безопасности имеют на вооружении как обычное стрелковое, авиационные (вертолеты) и иное вооружение, находящееся на снабжении Сухопутных войск и Военно-воздушных сил США, так и ряд специализированных образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе специальным образом модифицированные вертолеты UH-1N «Хьюи» (UH-1N Huey Security Helicopter), а также несколько модифицированные машины высокой проходимости HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), часто именуемые «Хамви» (Humvee), и боевые машины охраны «Пискипер» (Peacekeeper или P.K.), что в переводе с английского означает «Миротворец», и с недавнего времени «Биаркэт» (BearCat). Последнее название можно перевести как «Задира» или «Драчун», но на самом деле оно является стилизованной аббревиатурой от полного наименования данной машины.БОЕВЫЕ МАШИНЫ ОХРАНЫБоевая машина охраны «Пискипер» представляет собой автомобиль марки «Коммандо Рэнджер» с колесной формулой 4х4, который выпускался в конце 1970-х – начале 1980-х годов компанией «Кадиллак-Кейдж» из Нового Орлеана, штат Луизиана, на базе коммерческого автомобиля-пикапа марки «Додж 200» или «Додж Рэм» компании «Крайслер», колесная база которого была несколько укорочена, и был оборудован бронированным корпусом, обеспечивавшим защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 мм (хотя справедливости ради следует указать, что сами американские военнослужащие, эксплуатировавшие данные бронемашины, считали, что их бронирование – недостаточно для того, чтобы остановить пулю калибра 7,62 мм, в чем их уверяли разработчики и командование, но проверить на практике это им, к их счастью, не пришлось), а также оснащен башенкой, в которой установили пулемет М60 калибра 7,62 мм, имевший круговой сектор обстрела. Применение личного оружия военнослужащими обеспечивалось посредством имевшихся в бортах машины бойниц.Данный автомобиль специального назначения был разработан под требования ВВС США на недорогую боевую бронированную машину охраны (Security Police Armored Response/Convoy Truck), которая должна была иметь высокую скорость при движении по шоссе, но в то же время обладать и качествами внедорожника. После изучения различных вариантов специалисты ВВС США в начале 1979 года остановили свой выбор на «Коммандо Рэнджере». В конечном итоге данный автомобиль специального назначения выпускался в интересах военной полиции и служб безопасности Сухопутных войск, Военно-морских сил, Корпуса морской пехоты и Военно-воздушных сил США, где он получил новое обозначение «Пискипер».Серийный выпуск машины был начат в 1979 году. На снабжение подразделений Вооруженных сил США он официально поступил в 1980-м и находился в эксплуатации вплоть до конца 1990-х годов. Первая боевая машина охраны «Пискипер» была поставлена заказчику в апреле 1980 года, а уже на начало 1981 года в подразделениях охраны и служб безопасности ВВС и ВМС США насчитывалось 560 таких машин. Отметим при этом, что ВВС США стали крупнейшим заказчиком данной машины, а в американском флоте машины, сохранившие, равно как и в КМП США, свое первоначальное обозначение «Коммандо Рэнджер», использовались в составе конвоев, обеспечивающих транспортировку баллистических ракет морского базирования (БРПЛ) и их боевых частей из арсеналов на подводные лодки и наоборот. Причем значительная часть машин, принадлежавших ВМС США, обслуживалась морскими пехотинцами.По данным Дэвида Хау, автора справочника «Колесные боевые машины», в общей сложности до 1994 года по контрактам с различными видами ВС США было собрано 708 машин семейства «Коммандо Рэнджер» / «Пискипер», из которых на долю американских ВВС пришлась 571 машина, закупочная стоимость которых составляла 30 532 долл. за единицу. В 1996 году некоторое количество остававшихся в подразделениях охраны ВМС и КМП США машин данного типа было переброшено в Боснию, где они поступили на вооружение подразделений миротворческих сил, действовавших под эгидой блока НАТО (Implementation Force – IFOR). До конца 1990-х годов все боевые машины охраны данного типа были списаны. Снятые с вооружения видов ВС США машины передавались специальным подразделениям силовой поддержки полиции (SWAT) в разных городах Соединенных Штатов, а также поставлялись в Индонезию (в конце 1980-х годов сюда поставлено не менее 20 машин), Люксембург и на Филиппины.Боевая машина охраны «Пискипер» («Коммандо Рэнджер») имела следующие тактико-технические характеристики: боевая масса – 4903 кг, длина наибольшая – 5030 мм, ширина наибольшая – 2640 мм, высота наибольшая – 2030 мм, клиренс – 203 мм, колесная база – 2640 мм, ширина колеи – 1689 мм, запас топлива – 121 л, скорость – 70 миль/ч (113 км/ч), запас хода – 300 миль (483 км), преодолеваемые препятствия – максимальный уклон в 60%, ров (канава) шириной 710 мм и стенка высотой 254 мм.Двигатель – бензиновый восьмицилиндровый мощностью 180 л.с. (133 кВт) при 3600 об./мин (двигатель располагался спереди и имел жидкостное охлаждение); трансмиссия – автоматическая; имелась коробка передач с тремя передачами вперед и одной назад и двухступенчатая раздаточная коробка; задняя подвеска – рессорная; система рулевого управления – с усилителем и передним управляемым мостом; в обеих подвесках использованы гидроамортизаторы двойного действия; электросистема – 12В.Вооружение – 7,62 мм пулемет М60 (боезапас 1000 патронов) и личное оружие военнослужащих. Приборы ночного видения
– индивидуальные, защита от оружия массового поражения (ОМП) – также индивидуальная.Вместимость в различных вариантах – 3 человека экипажа и 6–8 человек охраны (размещение вдоль бортов лицом к друг другу), посадка которых осуществляется через заднюю двухстворчатую дверь. В обоих створках имелись бойницы, а в левой створке – еще и перископический прибор наблюдения. В варианте боевой машины охраны «Пискипер» подразделений охраны (безопасности) ракетных авиакрыльев ВВС США экипаж включал лишь четырех военнослужащих: командир машины – водитель, стрелок – помощник пулеметчика, пулеметчик и стрелок (стрелок-гранатометчик). Первые два военнослужащих располагались на передних сиденьях лицом по ходу движения машины, пулеметчик – сразу за водителем, а оставшийся стрелок – в задней части машины (последние двое располагались лицом к противоположному борту).Впоследствии компания «Кадиллак Кейдж» также разработала модернизированную версию данной машины, которая была создана на базе автомобиля марки F-350 компании «Форд» и получила обозначение «Пискипер» II (PeaceKeeper II). Впрочем, ни одна машина данного типа так и не была заказана, поэтому «Пискипер» II в серийное производство не поступил, а на замену боевым машинам охраны «Пискипер» в соответствующие подразделения ВВС США пришли боевые бронированные машины типа «Биаркэт».НОВАЯ РАЗРАБОТКАБоевая машина охраны «Биаркэт» разработана специалистами мичиганской компании «Ленко Индастриз» на базе автомобиля F-550 «Супер Дьюти» компании «Форд» и представляет собой несколько уменьшенный вариант более крупной бронемашины аналогичного назначения «Биар» (B.E.A.R.). Свое весьма интересное короткое название, созвучное с англоязычным названием «бинтуронг» или «кошачий медведь» (млекопитающее семейства виверовых), новая бронемашина получила от полного наименования данной разработки Ballistic Engineered Armored Response Counter Attack Truck, что можно перевести с английского как «бронированный автомобиль охраны с защитой от стрелкового оружия». Примечательно, что в ряде источников название «Биаркэт» почему-то ассоциируется с китайским названием панды, которое, как утверждается, состоит из иероглифов «медведь» («биар») и «кот» («кэт»).Основные тактико-технические характеристики данной машины следующие: боевая масса – 7960 кг, длина наибольшая – 6096 мм, ширина наибольшая – 3048 мм, высота наибольшая – 3658 мм, максимальная скорость движения по шоссе – 140 км/ч. Двигатель – турбодизельный марки «Катерпиллар» мощностью 360 л.с., хотя может применяться и бензиновый двигатель V10 «Тритон» сопоставимой мощности. Трансмиссия – автоматическая, шестискоростная. Вместимость – 2 члена экипажа и до 10 человек группы охраны.Вооружение – 7,62 мм пулемет М60 на турели в поворотной башенке на крыше кабины, либо при необходимости другое вооружение там же (например автоматический гранатомет), а также личное стрелковое оружие военнослужащих подразделения охраны, стрельба из которого ведется через специальные бойницы в корпусе машины. Бронемашина также имеет различное специализированное оборудование, в том числе специальные сирены; поворотный люк на крыше; единый дистанционно-управляемый боевой модуль (Common Remotely Operated Weapon Station – CROWS); устройство распыления слезоточивого газа и т.п.; бойницы для стрельбы из личного оружия; электролебедки; специальные подножки; защита от химических, биологических, радиоактивных, ядерных и взрывоопасных веществ (CBRNE); камера заднего вида; детекторы радиации, тепловизоры и т.п.; место для крепления специального тарана и пр.Разработчик особо указывает на взрывостойкое исполнение данного семейства бронемашин, которое обеспечивается конструктивными решениями и применением различных бронематериалов и позволяет защитить находящийся в машине личный состав от стрелкового оружия, самодельных взрывных устройств и пр. Бронирование машины – по стандарту NIJ Type IV, то есть по четвертому, высшему, классу защиты в соответствии со стандартом Национального института юстиции США. В данном случае обеспечивается защита бронемашины от бронебойных пуль калибра 0,30 (7,62 мм) с номинальной массой 10,8 г и минимальной скоростью при ударе не более 869 м/с. Конструктивно бронирование обеспечивается стальными плитами толщиной 0,5 дюйма (127 мм), а по некоторым данным – стальными плитами толщиной до 1,5 дюйма (381 мм). В ряде источников также указывается, что примененное в данной машине остекление позволяет выдерживать неоднократные попадания пуль калибра 12,7 мм.В американской прессе приводится случай, имевший место в Техасе в 2010 году и подтвердивший заявленные разработчиком характеристики по защищенности машины: преступник выпустил по «Биаркэту» целый рожок из автомата Калашникова, но ни одна из пуль не проникла внутрь машины. Зафиксированы и другие аналогичные случаи – неизменно без потерь со стороны полиции.Разработка данной бронемашины была в целом завершена в 1999–2000 годах, а в августе 2001 года первая машина была полностью собрана и приступила к испытаниям. В проектно-конструкторских работах по данной бронемашине принимали участие сотрудники специального подразделения департамента шерифа округа Лос-Анджелес. На сегодня существует девять различных вариантов бронемашины «Биаркэт», один из которых – так называемая военная версия (Military) – состоит на вооружении подразделений охраны ракетных авиакрыльев ВВС США. Имеются также бронированная машина для дипломатических служб, саперная и медико-эвакуационные машины плюс ряд полицейских машин в различном исполнении.Американские ВВС закупили в общей сложности не менее 60 боевых машин данного типа, которые поступили в подразделения охраны ракетных авиакрыльев, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами типа «Минитмен» III. Данные машины в различных модификациях, кроме того, поступили на снабжение подразделений силовой поддержки американской полиции (SWAT), а также в частные военные компании и службы безопасности в США и в ряде стран мира, таких как Австралия, Бразилия, Голландия, Канада и Марокко. Закупочная стоимость одной машины в зависимости от комплектации составляет от 188 793 до 300 тыс. долл.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here