Накануне празднования Дня танкиста, выпавшего в этом году на 10 сентября, на территории 33-го общевойскового полигона, расположенного близ города Луга (Ленинградская область), были проведены официальные мероприятия, включавшие демонстрационные стрельбы и показ современной боевой техники. Наиболее совершенным концептом, без сомнения, можно считать глубоко модернизированный ОБТ Т-90М, спроектированный в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Здесь мы видим уже не стандартные элементы 4С22 динамической защиты «Контакт-5», установленные на большинстве строевых танков СВ России (Т-72Б3, Т-80У и Т-90А/С), а современные тандемные модули 4С23 комплексов динамической защиты «Реликт». Более того, данные комплексы прошли неплохой этап модернизации, получив противокумулятивные решётки на участках клиновидного стыка модулей 4С23. Во-первых, это позволяет отлично прикрыть уязвимый погон башни танка от кумулятивных снарядов. Во-вторых, удваивает живучесть «Реликта» при обстреле тандемными кумулятивными ПТУРС типа BGM-71 «TOW-2A», либо РК-3 «Корсар». В-третьих, клиновидные спарки ЭДЗ 4С23 (в отличие от 4С22 «Контакт-5») не имеют зазоров, оголяющих лобовую и бортовые проекции башни танка для тонких вольфрамовых и урановых сердечников бронебойных оперённых подкалиберных снарядов, что многократно увеличивает живучесть танка при плотном огневом воздействии со стороны танков противника. По сути, данный танк можно считать радикально модернизированным вариантом Т-90МС «Тагил». На верхней части усиленной клиновидной маски пушки 2А46М4 и на конце орудия можно увидеть излучающий и отражающий элементы устройства учёта изгиба ствола (УУИ), повышающего точность стрельбы в 1,15 — 2 раза.Лобовые бронеплиты башни данной машины представлены стандартным комбинированным бронированием с применением пакетов с отражающими листами, свойственных для всего семейства Т-72Б/90. Её эквивалентная стойкость от БОПС под углами 0-15 градусов от продольной оси канала ствола (с учётом «Реликта») приближается к 1050-1200 мм, от КС — 1400 мм, что делает танк практически полностью защищённым даже перед новейшими штатовскими бронебойными снарядами M829A3. Несмотря на это, подвижность танка так и осталась на прежнем уровне (удельная мощность составляет порядка 21,5 л.с./т), ведь на плакате с характеристиками мы видим всё тот же 12-цилиндровый 38,88-литровый дизель мощностью в 1000 л.с. Кроме ДЗ «Реликт», никаких кардинальных инноваций в Т-90М мы не наблюдаем, хотя ещё зимой заявлялось, что «Девяностые» оснастят перспективными пушками 2А82-1М, а возможно и КАЗ «Афганит».Гораздо же более интересным является рассмотрение боевого потенциала модернизированного «реактивного» основного боевого танка Т-80БВМ, опытный образец которого также был представлен в ходе демонстрации на 33-м общевойсковом полигоне под Лугой. История ранних версий этих уникальных машин (Т-80/Б/БВ), названных «Танками Ла-Манша» за предполагаемую способность достигать побережья Кельтского моря всего за 2 недели, началась в далёком 1976 году, когда в строевые части начали поступать машины модификации «Объект 219 сп 2». Самым интересным моментом было то, что на момент начала громадной серии стоимость одного только газотурбинного двигателя ГТД-1000Т приближалась к 130-135 тыс. рублей, что составляло около 95% от стоимости ОБТ Т-64Б. Каждый же танк Т-80Б обходился советской казне в 480 тыс. рублей (в 3 раза дороже Т-64Б). Хоть цена и очень сильно «кусалась» (при крайне высокой «прожорливости» ГТД-1000Т/ТФ), она с лихвой оправдывалась важнейшим техническим качеством «Восьмидесятки» — подвижностью! Именно в ней нуждались, нуждаются и далее будут нуждаться танковые танковые бригады СВ России, в зоне ответственности которых находится западное оперативное направление. На то время, после получения комплексов навесной динамической защиты «Контакт-1», Т-80Б были отлично защищены от большинства западных противотанковых управляемых ракет, оснащённых моноблочными кумулятивными боевыми частями. Более того, эквивалентная стойкость лобовой проекции башни в 540 мм от БОПС позволяла «танкам Ла-Манша» «держать удар» американских 105-мм бронебойных снарядов M735, M774, M833, а также на то время перспективных 120-мм БОПС M827, L23 (Великобритания) и DM-23/M111 «Хец-6» (Германия/Израиль).Проблемным участком Т-80Б/БВ оставалась лишь верхняя лобовая деталь корпуса, обладающая защищённостью от БОПС порядка 430-450 мм. Её могли без проблем пробить американские бронебойные снаряды с индексами M833 (с урановым сердечником) и M827 (с вольфрамовым сердечником), немецкие DM23 и британские L23. Между тем, особого внимания этой проблеме не уделялось, поскольку, во-первых, Т-80Б получили комплексы управляемого вооружения 9К112 «Кобра» для уничтожения вражеских танков с 3,5-4 км (до начала боя с использованием БПС), во-вторых, вся надежда была на действие «экрана местности», не позволяющего легко поразить танк в нижние участки лобовой проекции (ВЛД/НЛД). По прошествии 12 лет с момента принятия на вооружение первых Т-80, в Советской армии насчитывалось около 6700 ОБТ Т-80Б/БВ, большая часть которых располагалась восточней Урала, а меньшая — в ГДР.В то же время, к 1988 году противник добился огромного успеха в разработке перспективных бронебойных снарядов с использованием обеднённого урана и вольфрама. Так, в 88-м году на вооружении танковых подразделений СВ США появился бронебойный оперённый подкалиберный снаряд M829, способный пробивать 550-570 мм стального эквивалента с 2000 м; примерно в этот же период появился аналогичный по параметрам немецкий БОПС с индексом DM-33. «Восьмидесятки» теряли все преимущества в ближнем танковом противостоянии, тем более что на подходе у немцев была более совершенная модификация «Леопарда» — «A4», а американская «General Dynamics Land Systems» успела «выкатить» модификацию «Абрамса» M1A1HA, оснащённую комбинированным лобовым бронированием башни с использованием габарита из обеднённого урана. Эквивалентная стойкость лобовой проекции башни от кинетических бронебойных снарядов у данных машин достигала 580-620 мм при ракурсе обстрела 0 градусов от продольной оси канала ствола; стойкость ВЛД обладала аналогичными показателями. Отечественному 125-мм урановому бронебойному снаряду ЗБМ-33 «Вант», способному пробить лишь 560 мм эквивалента, такая броня была не по зубам. Сгладило ситуацию появление в 1985 году глубоко усовершенствованной машины Т-80У («Объект 219АС»). Стойкость башни от бронебойных снарядов по фронтали (с использованием ДЗ «Контакт-5») достигла 780-900 мм благодаря увеличенному габариту лобовых бронеплит и усовершенствованному наполнителю, но этих машин было выпущено не более 700 ед. В момент развала СССР вопрос защищённости бронетехники мало кого интересовал. Приличное количество «реактивных» «Восьмидесяток» досталось Украине, Узбекистану, Белоруссии и Азербайджану. Более того, при задействовании подставных организаций и лиц в рядах российской армии, где тогда также царил беспредел, США и Великобритании удалось заполучить несколько экземпляров данных маши для оценки динамических качеств и натурного моделирования дуэльных ситуаций на поле боя с участием их «Челленджеров-2» и «Абрамсов», а также наших Т-80. Около 2800 наших Т-80Б/БВ были помещены на консервацию. В Сухопутных войсках РФ было решено оставить лишь около 500 Т-80БВ/У. Ставки также были сделаны на такие варианты ОБТ от «Уралвагонзавода», как Т-72Б (обр. 1989 года), Т-72БА, а затем и Т-72Б3. Бронезащищённость их лобовой и бортовых проекций от БОПС находилась на уровне Т-80БВ (при использовании «Контакта-1») и на 15—20% превосходила её при установке ЭДЗ 4С22 «Контакт-5». На то время «Восьмидесятые» были крайне убыточными для едва живой российской экономики 90-х гг.: громадная прожорливость газотурбинных двигателей ГТД-1000Т/ТФ и ГТД-1250 (на 60—80% больше, нежели у дизелей равной мощности) заставляла военное руководство страны смотреть исключительно в сторону машин уральских танкостроителей из УВЗ, о ленинградских и омских «Танках Ла-Манша» стали забывать.После начала серийного производства первой модификации ОБТ Т-90 («Объект 188») осенью 1992 года с литой башней от Т-72Б, представленной контейнерами со спецбронированием из отражающих листов в габарите лобовых бронеплит, акцент всего российского танкостроения резко сместился в сторону разработки новых модификаций этих машин. Комплекс управления огнём 1А45Т «Иртыш» на 188-м объекте был позаимствован у газотурбинного Т-80У и включал в себя: СУО 1А42, ночной прицел наводчика ТПН-4-4Э «Буран-ПА», комбинированный телевизионно-тепловизионный прицельный комплекс ТКН-4С «Агат-С», также танковый комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Важным достоинство нового КУВ, в отличие от 1А40 (Т-72Б) стало отсутствие необходимости постоянного ручного введения баллистических и метеорологических поправок для определения углов бокового упреждения, учитывающих влажность воздуха, температуру заряда, атмосферное давление, а также уменьшение начальной скорости, связанное с износом канала орудия 2А46М-2. Благодаря этому экипаж «Объекта 188» смог в разы быстрее задать СУО необходимые углы упреждения в угломестной и азимутальной плоскостях, нежели это происходило на Т-72Б. Процесс стабилизации пушки в бою в новом танке происходил посредством достаточно эффективного электрогидравлического (по углу места) и электромеханического (по азимуту) стабилизатора 2Э42-4 «Жасмин», который также используется в линейке Т-72 начиная с модификации «БА» («Объект 184А»).К началу XXI века была готова более современная модификация Т-90А «Объект 188А». Данный ОБТ получил современную сварную башню с 1,15-кратным увеличением стойкости от бронебойных оперённых подкалиберных снарядов, что стало возможным за счёт применения внешнего и внутреннего габаритов из катаных броневых листов. Живучесть башни возросла и благодаря оригинальному распределению сварных соединений между основными броенвыми элементами башни танка: обеспечивалось их частичное или полное перекрытие бронеплитами от снарядоопасного направления. Несмотря на высочайшую бронезащищённость новых сварных башен танков Т-90А/С от кинетических снарядов противника, которая с использованием ВДЗ «Контакт-5» и «Реликт» возросла до 1050 — 1150 мм, данные машины нельзя считать идеальным наступательным оружием, ведь 1000-сильные дизеля В-92С2 обеспечивают всё ту же низкую удельную мощность и максимальную скорость в 65 км. Тяговые качества этих двигателей также остаются весьма посредственными в сравнении с газовыми турбинами. Крупносерийное производство перспективного ОБТ Т-14 «Армата» только планируется к 2019 году, а региональный конфликт на Европейском ТВД, требующий от нашей бронетехники высоких скоростных и маневренных показателяей в дуэльных ситуациях, может вполне вспыхнуть в ближайшие 2 — 3 года. Именно поэтому в Минобороны и Сухопутных войсках плотно взялись за опытно-конструкторские работы по радикальному усовершенствованию «реактивных танков» Т-80БВ до уровня «БВМ». Что в итоге получилось, мы сейчас рассмотрим.Как мы успели убедиться ещё в мае 2017 года, при нынешней украинской власти «Харьковский бронетанковый завод» практически лишился всех «думающих голов», работающих на оборонном предприятии до прихода новой нелегитимной «верхушки». Отразилось это на деталях программы восстановления ОБТ Т-80Б/БВ, ранее находившихся на консервации. Машины не получили ровно никаких модернизационных признаков на фоне образцов 85-го года. В частности, присутствуют всё те же навесные элементы 4С20 ДЗ «Контакт-1», не увеличивающие защищённость танка от урановых бронебойных снарядов «Вант». Не обеспечена защита лобовой проекции и от тандемных ПТУРС типа «Метис-М» или противотанковых гранат РПГ-27 «Таволга». Всё, на что хватило «инженерной мысли», — «влепить» инфракрасный прожектор правее маски пушки, что уменьшило стойкость от моноблочных КС в 1,8 раза. Теперь участвующие в агрессии против ЛДНР украинские «реактивные танки» могут быть легко остановлены даже с помощью РПГ-7, атакующих в лобовую проекцию обычными кумулятивными ПГ-7ВЛ «Луч», не говоря уже о «Резюме».С российскими же Т-80БВМ история совершенно другая. Здесь мы можем увидеть предельно плотное перекрытие лобовой проекции башни клиновидными элементами 4С23 динамической защиты «Реликт» в углах безопасного маневрирования ±40-45° от курсового направления танка. Участок левее амбразуры пушки также надёжно прикрыт обособленно расположенным модулем 4С23 с большим углом возвышения от горизонтальной плоскости. Инфракрасный прожектор перемещён на поворотный боевой модуль над люком командира. Бортовые бронелисты башни прикрыты специализированными усовершенствованными крупногабаритными модулями 4С24 «Реликт» для легкобронированной техники, которые эквивалентны 600-мм стальной плите при обстреле КС. Тонкий кормовой бронелист защищён решётчатым противокумулятивным экраном в секторе 60 — 70°. Делаем вывод, что суммарная зона перекрытия башни Т-80БВМ комплексом встроенной ДЗ «Реликт» превзошла таковую даже у опытного Т-72Б «Рогатка», который не имеет больших коробчатых ЭДЗ для защиты бортов башни. Небольшие элементы динамической защиты также установлены на верхнем бронелисте башни и частично заслоняют забронированный объём в районе мест командира и наводчика. Теперь рассмотрим защищённость в цифрах.Известно, что на Т-80БВМ установлена штатная литая башня с комбинированным бронированием, которая без ДЗ обладает стойкостью от БОПС порядка 520 — 530 мм и от кумулятивных снарядов — порядка 560 мм. Оснащение комплексом ДЗ «Реликт» увеличивает эквивалент от бронебойных снарядов до 800 — 820 мм и от КС — до 1050 мм. Следовательно, танк защищён практически от всех серийных штатовских и немецких БПС (M829, M829A1, M829A2 и DM53) при обстреле в углах безопасного маневрирования ±15?. Что же касается бронебойных оперённых подкалиберных снарядов M829A3 и DM63, то при фронтальном обстреле с дистанции 1500 — 2000 м бронезащита лобовой проекции Т-80БВМ вряд ли выстоит даже с реликтом, ведь пробиваемость последних приближается к 830 — 850 мм. Это значит, что в приоритете у экипажей модернизированных «Танков Ла-Манша» должно быть уничтожение танков противника посредством интегрированных комплексов управляемого вооружения «Рефлекс». В ином случае Т-80БВМ должны быть оснащены не стандартными «хилыми» башнями, а более толстогабаритными изделиями от ОБТ Т-80У. Также «Реликт» без проблем защитит танк от американских противотанковых управляемых ракет BGM-71E, пробиваемость которых достигает 900 мм за динамической защитой.Расположенные на бортах башни толстогабаритные ЭДЗ «Реликт» увеличивают защищённость от БОПС до 600 мм (в передней части бортов) и до 350 — 450 (в задней их части), ведь физический габарит бортов башни постепенно уменьшается от передней части до задней. Эти участки способны пробить почти все западные БОПСы (от 105-мм M774 и M833 до первых 120-мм M829). Уязвимы эти сектора и для тандемных кумулятивных противотанковых средств с пробиваемостью за ДЗ более 300 — 350 мм. Если говорить более просто, Т-80БВМ предназначен для молниеносного наступательного броска, короткой танковой дуэли при активном маневрировании и использовании ТУР «Рефлекс» на запредельных для использования БОПС дистанциях. Ближний танковый бой на дистанции 2 — 3 км экипаж Т-80БВМ может вести лишь с надеждой на высокие скоростные качества и маневренность, а также на то, что противник не нчнёт применять современные снаряды типа M829A3 и DM63, а это уже крайне негативный сигнал. Самый же плачевный исход столкновения с «Леопардами-2A5/6» и «Абрамсами» M1A2SEP может наблюдаться, если в ходе интенсивного боя «реактивный» Т-80БВМ потеряет несколько элементов 4С23 на лобовой проекции башни: «картонная» (по меркам ХХI века) 530-мм броня будет оголена и танк будет уничтожен первым же устаревшим БОПСом M829.Параметры телевизионного прицела-дублёра ПДТ-7151Перейдём к рассмотрению бронирования верхней лобовой детали корпуса Т-80БВМ. Здесь также наблюдается заметный прогресс в отличие от «полуголой» ВЛД украинских Т-80БВ. В глаза бросается сплошная встроенная плита из 12 элементов динамической защиты «Реликт» габаритом около 70 — 80 мм. Она увеличивает стойкость от кинетических снарядов с 400 до 600 и от «кумы» — до 750 мм. Это позволяет защитить участок механика-водителя от американских бронебойных снарядов M829 и немецких DM43, в то время как от более совершенных выстрелов защита не обеспечивается. Данный момент является крайне «болезненным», особенно если противник находится на небольшой высоте относительно Т-80БВМ: в этом случае ВЛД не может быть защищена «экраном местности»; итого понятен. Стоит отметить и ещё один крайне выразительный недостаток Т-80БВМ — полное отсутствие прикрытия полосы башенного погона. Так, на украинских Т-64БМ «Булат» и российских Т-72Б2 «Рогатка» погон башни частично защищён резиновыми пластиными, закреплёнными на «клинах» стыка ЭДЗ «Нож» и «Реликт» соответственно, а специалисты из ДНР и вовсе умудрились разработать для своих Т-72АВ/Б уникальный комплект комбинированной ДЗ «Контакт-1/5», где на башенных «клин-парах» динамической защиты «Контакт-5» установлены толстые резиновые юбки с размещёнными на концах элементами 4С20 динамической защиты «Контакт-1». Данная конструкция отлично защищает погон башни от кумулятивных реактивных грант РПГ, моноблочных кумулятивных ПТУР и различных артиллерийских снарядов калибром до 100 мм.Донбасский подход к увеличению защищённости погона башни«Зачётным» техническим моментом, реализованным с целью повышения защищённости бортовых проекций корпуса Т-80БВМ, являются развитые противокумулятивные экраны, надёжно прикрывающие уязвимую вертикально ориентированную боеукладку в центральной части корпуса. Размещённые в их нижней части резиновые юбки достигаю осей катков, в то время как на украинских Т-80БВ ПКЭ доходят лишь до окружностей катков, оголяя 80-мм бортовые бронеплиты, которые могут быть «прошиты» современными западными 40-мм бронебойными снарядами из пушек семейства L-70 «Bofors».Ситуацию с недостаточным бронированием башни и ВЛД слегка сглаживают современный многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» и телевизионный прицел-дублёр ПДТ-7151, позволяющие вести прицельный огонь как ночью, так и днём на расстоянии 3 и более км. Также недостатки брони частично компенсируются уникальной скоростью машины в пределах 80—85 км/ч, благодаря которой уйти от вражеского огня становится значительно проще. Тем не менее, без современной сварной башни, аналогичной установленной на Т-90А/С, или более «мощной» литой башни, дорога «в клуб танков ХХI века» для Т-80БВМ закрыта.Источники информации:http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/250095-modernizirov…

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here