Двадцатка лидеров кинопроката в России в текущем (2017) году: 17 фильмов американских, три фильма российских. Кассовые сборы: «Время первых» (Россия) – 9,9 млн долларов, «Притяжение» — 6,6 млн долларов, «Викинг» — 4,1 млн долларов. Сумма кассовых сборов этих российских фильмов сопоставима с кассовыми сборами одних только «Пиратов Карибского моря» (последней/крайней серии). Суммарная касса голливудских фильмов, включая мультипликацию, на данный момент превзошла 80 млн долларов. Помимо упомянутой новой серии «Пиратов» наибольший процент кассовых сборов в РФ принесли такие плоды Голливуда как «Форсаж 8» (суммарно более 17 млн долларов), «Стражи галактики. Часть 2» (почти 12 млн) и «Кредо убийцы» (более 10 млн «зелёных»).

К чему эта статистика? Нередко на страницах нашего информационно-аналитического портала высказывались предложения по снижению процента демонстрации голливудского «метра» в кинотеатрах и на телевизионных экранах страны. Посыл такой: нужно давать возможность реализовать себя отечественным молодым режиссёрам, нужно снимать патриотическое, правдиво историческое, граждански значимое кино. Дополнительный посыл: кого мы собираемся вырастить голливудскими фильмами из серии «Чужой против Хищника», «Хищник против Чужого» или гипотетическая «Кровотечение кровавой крови»?.. Кого собираемся вырастить, или, выражаясь словами героя советского фильма «Курьер», «Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки перейдёт возведённое нами здание?..» Какое «здание» к этому моменту мы возвели – отдельный вопрос.

Претензии с одной стороны вполне справедливы. Действительно – с начала 90-х в кинотеатрах страны и на экранах телевизоров — тотальное засилье зарубежных лент, причём не всегда добротного качества, и не всегда, что называется, с нашим, российским/русским, мироощущением.

Казалось бы, чего проще – запретить или не пущать. Обрезать, так сказать, возможность всякой «гнусной иностранщине» входить на российский рынок кинопроката, а освободившееся место заполнить отечественными кинолентами, в которых будет всё: от жизненности до патриотизма и исторического соответствия.

Вот только «не пущать», оно, конечно, можно, но… Порой то, что снимается отечественными режиссёрами с претензиями на актуальность, выглядит, простите, совершенно негодно. В проекты вбухиваются, в том числе, и государственные миллиарды, а на выходе нередко такое, что вопросов только два: «Что курили сценарист с режиссёром?» и «Нельзя ли было на меньшие деньги снять что-то лучше?» И ладно бы ещё зритель только вопросом ограничивался. Всё чаще на средства налогоплательщиков снимается такое кино, ставятся такие спектакли, которые откровенно сталкивают лбами общество. Иногда складывается впечатление, что всё это делается и вовсе сознательно. Эпатаж, самопиар, привлечение внимания, простите, голой задницей или, ещё раз простите, разверзшимися на широком экране гениталиями – с претензией на «он художник, он так видит». А то и вовсе с претензиями на историческую справедливость.

Поэтому когда речь заходит об ограничениях для зарубежного кино с преференциями для кино отечественного, не хочется впадать в аналог майданизма – когда вынь, что называется, да положь три четверти «исконно украинского» (только в нашем случае российского) – и пусть в этих процентах будет хоть откровенный кинонавоз, но зато «наш». А вот с точки зрения чиновничества, проблема именно таким способом и должна быть «решена». Хотите патриотично и «про войну» — тогда уберём сначала Голливуд как таковой на нашем кинорынке, а затем зрителю что-то и предложим. Ключевое – сначала уберём, затем что-то предложим – это вообще по-нашему…

Теперь – к «официальной части». Чуть больше пары недель назад министерство культуры России опубликовало текст законопроекта, в котором предусматривается резкое увеличение стоимости прокатного удостоверения. Если на сегодняшний день, как сообщают источники из киноиндустрии, оно составляет около 3,5 тысяч рублей, то в случае принятия законопроекта цена составит уже 5 миллионов. Именно миллионов! При этом отмечено, что российский прокатчик волноваться не должен, так как государство ему все затраты на приобретение прокатного удостоверения компенсирует – главное, пусть эти пять миллионов сначала найдёт… И если это кино народное (как пример, «28 панфиловцев»), то поди-ка тут ещё собери пять миллионов прокатчику в ожидании государственной компенсации. Не через кредит ли в банке, если народно собранных средств не хватает?

Американский журнал Hollywood Reporter выходит со статьёй, в которой сообщается, что таким законопроектом правительственные чиновники в России пытаются поддержать отечественное кино. При этом добавляется, что в планах у ответственных лиц ещё несколько направлений декларируемой поддержки. Так, например, одному фильму не будет дано право занимать более 35% от объёма всех показов. Крупнейший американский журнал в сфере киноиндустрии сообщает, что упомянутый выше фильм «Пираты Карибского моря» занимал до 56% от всех показов.

Идея примерно такая: процентную нишу будут распределять так, чтобы она имела возможности включить в себя российское кино, которое может не собрать кассу без государственной поддержки.

Складывается впечатление, что, заявляя о желании помочь отечественному кино, российские чиновники идут по пути той самой американской недобросовестной конкуренции, о которой сами же на всех углах и трубят. Понятно, что российскую киноиндустрию по определению необходимо поддерживать, но… В отдельные проекты можно вливать хоть миллиарды рублей, навоз останется навозом. Хотя навоз можно применить в деле, а вот очень плохое кино миллиарды съест и даже в качестве удобрений не сойдёт…

Если все чиновничьи идеи, о которых речь шла выше, воплотить в реальность, то Россия может вообще остаться без кинематографа. Легко понять, почему. Ведь если любой отечественный «мэтр»/«маэстро» будет понимать, что государство готово двигать его кинодетище, даже если оно откровенно низкого качества, да ещё и в процентном плане потесняя зарубежных конкурентов, то сработает классический закон: а зачем делать лучше? – и на это пусть идут, главное правильная реклама.

Вот только зритель нынче уже не тот, что был 25-30 лет назад. Зритель голосует не только ногами или сердцем, но и головой. Можно напичкать зрителя рекламными роликами о том, какой это хороший фильм и он на него пойдёт. Но потом-то зрителя уже не обмануть. Обжегшись на молоке, как говорится…

Обсуждение нового законопроекта, которое названо общественным, будет продолжаться почти до конца октября. И, как отмечают чиновники, предложения принимаются.

В общем, предложение, по сути, одно: главное, чтобы в попытке поддержать отечественный кинематограф не наломать таких дров, при которых конкуренция будет убита полностью, как полностью будет убито желание тех же молодых режиссёров снимать добротное кино – для людей. Может быть, всё-таки лучше сосредоточиться на качестве выпускаемых и финансово поощряемых кинокартин — глядишь, зритель сам и сделает выбор.

Кстати, голливудские дистрибьюторы потянут и 5 миллионов за прокат, и все 50. А потому если новшество по финансам на ком-то и скажется, то уж точно не на Голливуде, а на простом российском зрителе.

Автор: Володин Алексей

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here