В годы Первой мировой войны несколькими странами был создан ряд проектов т.н. сухопутных торпед. Предлагалось строительство малогабаритных самоходных машин с дистанционным управлением, способных нести заряд взрывчатого вещества сравнительно большой массы. Часть этих проектов дошла, как минимум, до сборки и испытаний опытного образца. Другие так и не сошли с чертежей. Один из интересных проектов, не вышедших из стадии проектирования, был создан конструктором-энтузиастом Дж.А. Паркером.Первый американский проект сухопутной торпеды был создан Э.И. Уикершемом из фирмы Holt Manufacturing Company в 1917 году. Чуть позже был предложен еще один вариант подобного оружия. Его автором стал конструктор Джордж А. Паркер из г. Броктон (шт. Массачусетс). Вероятно, он знал о других разработках в области самоходных подрывных зарядов, и решил создать свой вариант подобной системы. По своему предназначению его сухопутная торпеда ничем не отличалась от чужих разработок. При этом Дж.А. Паркер предложил иной технический облик, позволявший получить определенные преимущества перед аналогами.Новый проект необычного оружия был разработан не позднее лета 1918 года. 26 августа изобретатель подал заявку на получение патента. Необходимые процедуры продолжались в течение нескольких месяцев, и в мае следующего 1919 года вышел документ, подтверждающий право Дж.А. Паркера на оригинальное изобретение. Патент за номером US1303717 имел достаточно простую тему: Land Torpedo («Сухопутная / наземная торпеда»). Также в отношении проекта может применяться название Parker Land Torpedo, не только указывающее класс образца, но и упоминающее его создателя.Как и другие изобретатели, развивавшие многообещающее направление, Дж.А. Паркер предлагал строительство небольшой гусеничной машины с набором необходимых устройств. Ее планировалось оснастить бензиновой или электрической силовой установкой и максимально мощной боевой частью. Подобный облик техники уже использовался в предыдущих проектах, но американский энтузиаст предложил некоторые новые идеи, которые могли положительным образом сказаться на реальных возможностях техники. В частности, планировалось усовершенствовать ходовую часть и отказаться от использования систем управления.Все известные сухопутные торпеды того времени отличались простотой конструкции. Проект Parker Land Torpedo не стал исключением из этого «правила». Основным элементом самоходного боеприпаса должна была стать платформа-рама с креплениями для всех основных узлов и агрегатов. В задней части торпеды присутствовала широкая прямоугольная платформа с креплениями для монтажа различных дополнительных деталей. Спереди к ней предлагалось крепить горизонтальную балку-опору с поднятой передней частью. Рядом с ней планировалось монтировать элементы силовой установки. Также платформа должна была оснащаться стойками и хомутами для монтажа дополнительных устройств.Передняя балка, закрепленная на платформе, должна была оснащаться кольцом-хомутом для установки боевой части и некоторых других устройств. Так, на боковых частях хомута следовало устанавливать опоры осей опорных катков. Кроме того, на нем должны были располагаться несколько продольных балок, вынесенных вперед и служащих основой для монтажа направляющих колес. Второе кольцо находилось в задней части основной платформы. По бокам от него Дж.А. Паркер поместил пару вертикальных стоек для установки оси ведущих колес.Вдоль передней балки и платформы предлагалось размещать крупную боевую часть. На чертеже, приложенном к патенту, изображался боезаряд в корпусе цилиндрической формы с конической головной частью. Передняя и задняя части такого корпуса должны были охватываться кольцами, закрепленными на платформе. При этом на уровне заднего хомута в корпусе могла проделываться пара отверстий, необходимых для монтажа оси поперечного расположения.Дж.А. Паркер предлагал использование силовых установок разных типов. В зависимости от имеющихся комплектующих и пожеланий заказчика, можно было использовать электрический или бензиновый двигатель. Согласно имеющимся схемам, двигатель следовало помещать на левом борту основной платформы и комплектовать несложной механической трансмиссией. На противоположном борту торпеды можно было монтировать аккумуляторную батарею или топливный бак. Вне зависимости от типа, силовая установка должна была закрепляться приводным валом назад.Предыдущие сухопутные торпеды отличались упрощенной гусеничной ходовой частью, из-за чего могли иметь ограниченные характеристики проходимости. Дж.А. Паркер решил эту проблему путем некоторого усложнения конструкции. На каждом борту платформы с рамой предлагалось устанавливать три подвижных элемента. На вынесенных передних опорах помещались небольшие направляющие колеса, соединенные осью. Переднее кольцо платформы имело оси для установки крупных опорных катков. В корме помещалась пара колес, опущенных на грунт. Для упрощения производства изобретатель предложил делать ведущие колеса и опорные катки одинаковыми. Ходовая часть имела жесткую подвеску и не оснащалась какими-либо амортизаторами.На колесах и катках планировалось натягивать гусеничную ленту на основе металлической цепи с цевочным зацеплением. Характерная конструкция опоры направляющего колеса приводила к тому, что передняя часть нижней ветви гусеницы оказывалась приподнята над грунтом больше, чем на радиус опорного катка. Благодаря этому самоходная машина могла подниматься на сравнительно высокие препятствия. При этом передняя часть гусеницы должна была опираться на препятствие, а кормовые ведущие колеса могли протолкнуть торпеду вперед и вверх.Изделие Parker Land Torpedo планировалось оснащать упрощенной механической трансмиссией, способной обеспечить лишь поступательное движение без возможности маневрирования. При этом изобретатель предложил сразу два варианта такой системы. В обоих случаях на карданном валу, соединенном с двигателем, предлагалось крепить червяк. Первый вариант трансмиссии предлагал устанавливать над червяком полуось левого ведущего колеса, расположенного в корме. Привод этого колеса должен был прокручивать гусеничную ленту и приводить во вращение переднее направляющее колесо. При помощи общей оси последнее должно было вращать правое переднее колесо. Таким способом мощность передавалась на вторую гусеницу.Второй вариант привода имел менее сложную конструкцию и основывался на традиционных идеях. Выше червяка автор расположил поперечную ось движителя, оснащенную зубчатым колесом. Ось кормовых ведущих колес должна была проходить через корпус боевой части или сразу за ним, и удерживаться на своем месте парой опор, установленных на платформе.Оба варианта трансмиссии могли выполнять возложенные на них функции и обеспечивать передвижение самоходной машины. Использованные системы позволяли двигателю вращать два ведущих колеса гусеничной ходовой части, но исключали возможность управления по курсу путем дифференцированного изменения их оборотов.В соответствии с патентом, оригинальный инженерный боеприпас не должен был иметь никаких штатных средств управления, в том числе предназначенных для использования оператором. Наведение оружия предлагалось осуществлять путем правильной установки на стартовой позиции. После запуска двигателя изделие Parker Land Torpedo должно было двигаться строго вперед, преодолевая различные препятствия. По достижении цели торпеда должна была подрываться самостоятельно, без команды оператора.Проект Дж.А. Паркера предусматривал использование фугасной или осколочно-фугасной боевой части достаточно большой мощности. Приложенные к патенту чертежи показывают, что этот элемент конструкции должен был оснащаться металлическом корпусом с цилиндрической основной частью и коническим головным «обтекателем». По некоторым данным, в роли боевой части мог использоваться стандартный артиллерийский снаряд крупного калибра. Подобное изделие предлагалось удерживать на своем месте хомутами и комплектовать контактным взрывателем на основе существующих изделий. Применение стандартных артиллерийских боеприпасов позволяло заметным образом упростить производство сухопутных торпед, одновременно с этим дав определенные преимущества боевого характера.Джордж А. Паркер назвал свою разработку сухопутной торпедой, и она соответствовала такому определению больше, чем другие образцы этого класса. После запуска оригинальный боеприпас не сохранял никакой связи с оператором и не мог получать команды от него, добираясь до цели самостоятельно. Впрочем, морские торпеды того времени умели выдерживать заданный курс, поэтому сходство было далеко не полным.В 1918 году изобретатель из Броктона подал заявку на получение патента, и через несколько месяцев его приоритет был подтвержден документально. Насколько известно, на этом история оригинального проекта Parker Land Torpedo закончилась. Это оружие так и осталось на чертежах. Никто не пожелал строить и испытывать опытный образец, не говоря уже об организации серийного производства и поставок армии. Сам изобретатель, по-видимому, не имел возможности самостоятельно осуществить новые этапы проекта. Как результат – необычный образец, принадлежащий к немногочисленному классу оружия, остался на бумаге и в виде патента. Ни одна армия мира не смогла проверить такое вооружение хотя бы на полигоне.Проект был закрыт на ранних стадиях и никак не повлиял на дальнейшее перевооружение армий мира. Кроме того, торпеда Дж.А. Паркера даже не была испытана. Тем не менее, имеющиеся данные вполне позволяют составить общую картину и представить, какие особенности этой разработки могли представлять интерес для заказчика, и что должно было помешать ее принятию на вооружение с последующим поступлением в арсеналы.Задачей перспективной сухопутной торпеды конструкции Дж.А. Паркера было уничтожение различных наземных объектов противника, в первую очередь, разнообразных укреплений. Подобно морской торпеде, она должна была двигаться по полю боя и, ударившись о цель, взрываться. Осколочно-фугасная боевая часть могла наносить вражескому объекту серьезный ущерб. При правильной организации боевого применения одну цель можно было атаковать сразу несколькими торпедами.Для своего времени самоходный боеприпас, предложенный Дж.А. Паркером, выглядел достаточно интересно. Это изделие позволяло организовывать атаки хорошо защищенных наземных объектов и получать приемлемые результаты. Риск своевременного обнаружения компактной машины был небольшим, что давало большие шансы на успешное завершение атаки. Малый вес конструкции положительным образом сказывался на мобильности подразделений, вооруженных торпедами. В сравнении с артиллерией, использующей схожие снаряды, они могли бы быстрее выдвигаться на указанные позиции и начинать атаку.Тем не менее, проект Parker Land Torpedo имел несколько серьезных проблем, связанных как с основными его идеями, так и с особенностями гипотетической эксплуатации готовых изделий. Описанное в патенте оружие имело ряд серьезных недостатков, способных затруднить боевое применение или привести к неприемлемо низкой результативности. Некоторые недостатки можно было бы исправить в будущем, но в ряде случаев такая доработка могла привести к новым проблемам того или иного рода.На имеющемся чертеже можно увидеть, что Дж.А. Паркер выделил под двигатель и системы его питания топливом / энергией крайне малые объемы. В конце десятых годов прошлого века промышленность вряд ли могла представить электрический или бензиновый мотор с достаточно высокими характеристиками и подходящими размерами. Эта проблема усугублялась в случае использования трансмиссии, в которой перемотка правой гусеницы осуществлялась за счет вращения передних колес. Такая схема, не отличающаяся совершенством, могла потребовать более мощный двигатель. Использование единой оси для кормовых ведущих колес в некоторой мере решало такую проблему, но все же имело определенные минусы.Использование существующих двигателей, имеющих не только достаточную мощность, но и соответствующие габариты, могло привести к росту размеров всей торпеды. Результатом этого роста могло стать ухудшение подвижности с последующей необходимостью использования более мощного двигателя. Более удачная трансмиссия с установкой ведущих колес на общей оси могла привести к сокращению пространства, пригодного для компактной установки сравнительно крупной боевой части. Более мощный снаряд пришлось бы устанавливать выше оси, что приводило к увеличению лобовой проекции и нарушению балансировки.Сухопутная торпеда нового типа не имела никаких средств управления и могла двигаться только по прямой. Очевидно, что успешное выдерживание прямого курса на цель при движении по пересеченной местности без использования систем управления является, мягко говоря, маловероятным. Таким образом, двигаясь по различным препятствиям, кочкам и воронкам, далеко не все торпеды смогли бы попасть в указанную цель. Из-за этого потенциал оружия можно было бы в полной мере реализовать только при атаке крупных целей, мимо которых трудно промахнуться.Возможность получения высокой проходимости тоже может вызывать сомнения. Ввиду малых габаритов сухопутная торпеда вряд ли смогла бы преодолевать крупные препятствия. Поднятая передняя часть гусениц должна была положительным образом влиять на проходимость, но в целом этот параметр мог оставлять желать лучшего. Также на реальные ходовые характеристики должна была влиять мощность двигателя, однако в этом контексте придется вновь вспомнить проблемы силовой установки.На пути к цели торпеда Дж.А. Паркера могла получить те или иные повреждения. Описанное в патенте изделие не имело никакой защиты. Любая случайная пуля или осколок могли нанести самые серьезные повреждения важнейшим устройствам самоходной машины. Будучи обнаруженной и попав под прицельный огонь, торпеда вообще не имела шансов добраться до цели. Использование какой-либо защиты могло привести к росту массы с известными последствиями.По тем или иным причинам, оригинальный проект самоходного боеприпаса Parker Land Torpedo не получил развития и остался только в виде нескольких документов, в том числе патента. По каким причинам эта разработка не сошла с бумаги – неизвестно. Однако даже в случае строительства опытного образца и последующих его испытаний необычный проект не мог рассчитывать на успешное завершение. В существующем виде изделие имело массу проблем, затруднявших его эффективное использование. Таким образом, по результатам испытаний торпеда Дж.А. Паркера, скорее всего, была бы отвергнута военными.По имеющимся данным, проект Pakrer Land Torpedo стал последней разработкой своего рода, созданной в Соединенных Штатах. Уровень развития техники того времени не позволял получить все желаемые результаты, из-за чего работы в этом направлении достаточно быстро остановились. К теме малогабаритных самоходных машин, способных нести заряд взрывчатого вещества или иную боевую нагрузку, вернулись только через несколько десятилетий, когда в распоряжении конструкторов появились новые технологии.По материалам:http://google.com/patents/US1303717Everett
H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here